Новости от DJI: запрет в США, и слухи о новой модели Mavic 4
В последние месяцы компания DJI, лидер на рынке беспилотных летательных аппаратов, оказалась в центре внимания из-за ряда значимых событий. Эти события могут коренным образом изменить динамику индустрии дронов. Центральное место в обсуждениях занимает предложенный в США законопроект, направленный на ограничение использования дронов производства DJI, что может существенно повлиять на их доступность и использование в стране. Этот законопроект вызывает серьезные дискуссии как среди законодателей, так и среди пользователей дронов, включая представителей различных отраслей, полагающихся на эти технологии для выполнения своих задач. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты текущей ситуации, проанализируем проблемы, с которыми сталкивается DJI, и возможные последствия для рынка дронов в целом.
1. Угроза запрета DJI в США
Центральным элементом происходящего является рассмотрение в Конгрессе США законопроекта под названием "Акт о противодействии дронам КПК"(КПК - это Коммунистическая партия Китая). Его основная цель - запретить использование коммуникационной инфраструктуры Федеральной комиссии по связи (FCC) беспилотниками производства DJI. На практике это может привести к "приземлению" всех существующих и будущих дронов компании в стране.
Законопроект прикреплен к более масштабному Закону о национальной обороне на 2025 финансовый год (NDAA), что повышает его шансы на принятие. 12 июня документ был одобрен комитетом Палаты представителей по регламенту, что открыло путь к голосованию полного состава Палаты. В случае поддержки обеими палатами Конгресса и подписания президентом, закон нанесет серьезный удар по позициям DJI на американском рынке.
Сторонники запрета аргументируют свою позицию соображениями национальной безопасности. Они опасаются, что данные с дронов китайского производства могут быть использованы правительством КНР в неблаговидных целях. Однако у инициативы есть и критики, указывающие на отсутствие достойных американских альтернатив технике DJI, особенно в потребительском сегменте.
2. Проблемы с цепочками поставок
В свете потенциального запрета DJI обострилась дискуссия о готовности американских производителей дронов заполнить образовавшуюся нишу. Многие эксперты и участники рынка высказывают сомнения в способности компаний вроде Skydio и BRINC быстро нарастить объемы производства и удовлетворить спрос.
Так, Крис Финк, основатель Unmanned Vehicle Technologies (UVT), рассказал, что заказанные в январе два дрона Blue UAS американского производства прибыли только через 142 дня. За то же время компания получила около 270 беспилотников от китайских поставщиков. Подобные истории о длительных сроках ожидания техники местных брендов не редкость.
Критики законодательных инициатив против DJI указывают, что резкие ограничения без развития собственных мощностей могут парализовать целые сегменты рынка дронов США на годы вперед. Особую обеспокоенность высказывают представители служб общественной безопасности и спасателей, для которых важна оперативность получения необходимого оборудования.
3. Компромиссные решения
В сложившейся ситуации наметились интересные варианты сотрудничества между DJI и американским бизнесом. Показательна история техасской компании Anzu Robotics, выпустившей промышленные дроны Raptor и Raptor T на базе платформы DJI Mavic 3 Enterprise. При этом страной происхождения новых беспилотников значится не Китай, а Малайзия.
Anzu Robotics заключила с DJI лицензионное соглашение, получив доступ к технологиям китайского гиганта. При этом она остается полностью независимой - без совместного владения, роялти или обмена данными о клиентах. Программное обеспечение и серверы Anzu также базируются в США. Подобная схема позволяет снять ключевые опасения, связанные с происхождением дронов и кибербезопасностью.
4. Забота о конфиденциальности
Сама компания DJI также предпринимает шаги, призванные успокоить американских пользователей и регуляторов. С 12 июня она отключает для пользователей из США возможность синхронизации полетных данных со своими серверами. Ранее эта опция была доступна по желанию владельца дрона.
Теперь записи о полетах будут храниться только локально - на пульте управления или карте памяти. Превью маршрутов перестанут отображаться в приложении DJI Fly. Компания рекомендует пользователям, ранее включавшим синхронизацию, скачать резервные копии своих данных, пока это возможно.
Подобные изменения политики DJI можно расценивать как попытку снять претензии относительно утечек чувствительной информации. Не исключено, что в случае позитивной реакции подход будет распространен и на другие страны.
5. Первые утечки о Mavic 4
Несмотря на неопределенность вокруг присутствия DJI на американском рынке, компания продолжает работу над новыми продуктами. Недавно в сеть попало первое изображение предполагаемого дрона Mavic 4, проходящего бета-тестирование в Китае. На фото виден беспилотник, напоминающий по дизайну Mavic Air 3, но с полезной нагрузкой в стиле Mavic 3 Pro. Если верить масштабу (на фото дрон соседствует с обычной бутылкой воды), аппарат заметно крупнее "тройки". Предполагается, что новинка может получить дюймовый сенсор для камер с 3- и 7-кратным зумом. По неподтвержденным данным, выпуск Mavic 4 в продажу может состояться уже 1 августа.
Впрочем, конкретные планы DJI во многом будут зависеть от развития ситуации с возможным запретом ее продукции в США. Этот фактор сейчас вносит наибольшую неопределенность в деятельность лидера рынка дронов.
6. Возможные сценарии развития событий
Анализируя ситуацию, можно выделить несколько потенциальных сценариев:
"Жесткая посадка". "Акт о противодействии дронам КПК" принимается в текущем виде, что приводит к фактическому запрету использования дронов DJI в США. На рынке возникает дефицит, поскольку американские производители не способны быстро нарастить объемы выпуска. Страдают различные отрасли экономики, использующие беспилотники. Не исключено последующее смягчение ограничений, однако репутационные потери DJI уже существенны.
"Мягкая посадка". Рассмотрение законопроекта затягивается, в том числе под давлением общественности. Взамен ужесточаются правила использования дронов: обязательная регистрация полетов, локальное хранение данных и т.д. DJI демонстрирует готовность к сотрудничеству, как в случае с отключением синхронизации. Параллельно растет господдержка местных производителей. Постепенно они усиливают позиции, однако дроны DJI продолжают работать в США. Рынок становится более конкурентным без резких потрясений.
"Взлет и посадка". Закон принимается, но содержит ряд исключений и отсрочек. Например, запрет не касается уже купленных дронов DJI или вводится длительный "переходный период". Китайская компания использует время для поиска лазеек вроде сотрудничества с Anzu Robotics. В итоге DJI теряет прямой доступ на рынок США, но сохраняет присутствие через партнеров и "клонов". Американские производители получают стимул для развития без монопольного положения.
7. Что поставлено на карту?
Важно понимать: ситуация вокруг DJI - это не просто конфликт отдельной компании с отдельным государством. По сути, речь идет о будущем всей беспилотной индустрии. Сегодня дроны стали такой же частью глобальной экономики, как смартфоны или социальные сети. И любые барьеры на их пути рискуют обернуться барьерами прогресса.
За последнее десятилетие беспилотники прочно вошли в нашу жизнь: они помогают тушить пожары, опылять поля, проверять качество дорог, снимать кино, доставлять посылки. Технологии не стоят на месте: на очереди дроны-такси, а там и персональные летающие машины. Потенциальные ограничения ставят под вопрос само наступление этого будущего.
С другой стороны, нельзя игнорировать вопросы безопасности. XXI век показал: данные - это новая нефть. А любое устройство, способное их собирать, - потенциальное оружие в неправильных руках. Балансировать между открытостью и защитой, доверием и контролем - непростая задача. И все же лучше решать ее вместе - за столом переговоров, а не путем запретов и санкций.
Возможно, в противостоянии вокруг DJI мы наблюдаем репетицию грядущих конфликтов и компромиссов глобального мира. Сумеем ли мы пройти этот тест на зрелость - покажет время. А история DJI еще далека от завершения.
Нет комментариев к статье, вы будете первым!